Metropolis
Веймарский Берлин как столица
еврейского модернизма
Восемнадцатый фестиваль медленного чтения
Берлин, 4-7 ноября 2019
#eshkofest

Что такое фестиваль медленного чтения?

Фестиваль медленного чтения проекта Эшколот — это выезд прошедших предварительный конкурс участников (50 человек) с проживанием на несколько дней для чтения текстов с комментариями специалистов. При этом, понятия «текст» и «чтение» могут переноситься на такие знаковые системы, как живопись, кинематограф и архитектура. Помимо семинаров «медленного чтения», в программе фестиваля — тематические лекции, «полевые семинары» и культурные события. Часть программы открыта для широкой публики.

Чтобы подать заявку на следующий фестиваль, подпишитесь на новости сайта «Эшколот» или следите за нами в Фейсбуке.

Поделиться
Принцип «медленного чтения»

Почему Берлин?

Иногда исторические обстоятельства сходятся в уникальный хронотоп – безошибочно узнаваемое сочетание духа времени и гения места. Сто лет назад Веймарский Берлин стал глобальной узловой станцией, местом пересечения миграционных потоков, многоязычным торжищем, лабораторией радикальных технологических, социальных и художественных экспериментов, сопровождаемых экономическими кризисами и декадентской ночной жизнью. На десятилетие Берлин становится столицей еврейского модернизма – философского (Шолем, Бубер, Беньямин, Блох), литературного (Дёблин, Рот, Бялик, Агнон, Бергельсон), художественного (Лисицкий, Рыбак), архитектурного (Мендельсон) и музыкального (Вайль, Эйслер).

Задача фестиваля медленного чтения «Эшколот» – через углубленное изучение исторических источников и литературных текстов погрузиться в атмосферу Берлина 1920-х годов и обнаружить следы еврейского Метрополиса, продолжающего влиять на облик современного города.


Скачать программу
фестиваля

Преподаватели

Татьяна Баскакова

Татьяна Баскакова

переводчик
Марк Каплан

Марк Каплан

литературовед
Франк Штерн

Франк Штерн

историк, киновед
Натан Щаранский

Натан Щаранский

правозащитник
Фестиваль Эшколот - программа                                                                                                                                                 

Открытые лекции Берлин, Мюнстеришештрассе 6

Гертруд Пикхан

Freie Universität Berlin

Шарлоттенград и Шойненфиртль.
Еврейские мигранты в Веймарском Берлине

После Первой мировой войны в Германии оказалось около полумиллиона беженцев и эмигрантов. Десятки тысяч евреев из Восточной Европы осели или застряли в Берлине. «Микрокосм» еврейских мигрантов в Берлине был так же сложен и многослоен с социальной, политической, культурной и религиозной точки зрения, как «макрокосм» ашкеназского еврейства в целом. Некоторые мигранты были скорее частью знаменитого «Русского Берлина», в то время как другие принадлежали к виртуальной Yiddishland межвоенного периода. Многообразие среды еврейских мигрантов и является предметом этой лекции.

4 ноября (пн) 12.30-14.00

На английском языке без перевода

Смотреть видеозапись

Татьяна Баскакова

Москва

мини-курс

Берлин, Александерплац: литературный модернизм Альфреда Дёблина

Альфред Дёблин, один из самых интересных писателей-новаторов XX века, почти всю жизнь (за вычетом годов эмиграции и последних лет) прожил в Берлине, был влюблен в этот город, исходил его вдоль и поперек – как врач для бедных, как постоянный посетитель столичных библиотек и музеев – и навсегда запечатлел Берлин своей молодости в ставшем всемирным бестселлером романе «Берлин Александерплац» (1929), но также в других книгах: «Борьба Вацдека с паровой машиной», «Ноябрь 1918-го», «Вавилонское странствие» и в фантастическом романе «Горы моря и гиганты». В рамках курса Татьяна Баскакова будет читать и разбирать фрагменты о Берлине из романов «Берлин Александерплац» и «Горы моря и гиганты».

4 ноября (Пн) 17.00-18.30

7 ноября (Чт) 12.30-14.00

7 ноября (Чт) 17.00-18.30

На русском языке без перевода

Смотреть видеозапись

Марк Каплан

Университет Вроцлава

мини-курс

Идишский модернизм в Веймарском Берлине

В Веймарскую эпоху Берлин стал убежищем для десятков тысяч носителей идиша из бывших Австро-венгерской и Российской империй. Среди беженцев были ведущие представители еврейского литературного авангарда. Мини-курс посвящен произведениям трех авторов: Довида Бергельсона (1884-1952), Дер Нистера (Пинхус Каганович, 1884-1950) и Мойше Кульбака (1896-1937). Они демонстрируют богатое разнообразие жанров и настроений – от сатиры и бурлеска до фэнтези, мистики и меланхолии.

5 ноября (ВТ) 15.00-16.30

5 ноября (ВТ) 17.00-18.30

6 ноября (СР) 12.30-14.00

На английском языке без перевода

Смотреть видеозапись

Франк Штерн

Университет Вены

мини-курс

Еврейская культура и Веймарский кинематограф

«Бурные двадцатые» в Веймарской республике были ярким, дерзким, провокативным периодом, в котором особую роль играла визуальная культура. Средоточием новой визуальности был кинематограф. Еврейские художники, писатели, режиссеры, операторы и актеры оказали большое влияние на качество и разнообразие немецкого кино. Мини-курс посвящен показу и обсуждению фильмов, в которых отражается еврейская жизнь Берлина и Германии 1920-х.

4 ноября (ПН) 15.00-16.30

5 ноября (ВТ) 12.30-14.00

6 ноября (СР) 15.00-16.30

6 ноября (СР) 17.00-18.30

На английском языке без перевода

Смотреть видеозапись

Натан Щаранский

Израиль

Взгляд с Глиникского моста на Германию XX и XXI века

11 февраля 1986 года через «шпионский» Глиникский мост в Берлине перешел советский правозащитник Натан Щаранский, отсидевший 9 лет по обвинению в измене Родине и антисоветской агитации. Через 3 года после этого пала Берлинская стена, а через 5 лет не стало СССР. Благодаря своей бескомпромиссной борьбе Натан Щаранский оказался в центре глобальных геополитических сдвигов конца XX века. Как бывший глава Еврейского агентства, много внимания уделяющий связям евреев Германии с Израилем, видит эволюцию еврейской жизни в Германии XX и XXI века во всей ее трагичности и противоречивости?

7 ноября (ЧТ) 15.00-16.30

На русском языке без перевода

Смотреть видеозапись

Концерт камерной музыки

Звуки Метрополиса

1920-е годы авангардные эксперименты в классической музыке включали не только атональный сериализм Арнольда Шёнберга и Альбана Берга, но и дерзкие попытки смешения классических форм со «звуками большого города» — джазовой, танцевальной и фольклорной музыкой (Курт Вайль, Стефан Вольпе, Эрвин Шульгоф). Почти всем веймарским музыкальным модернистам, с их левыми убеждениями и/или еврейским происхождением, пришлось бежать из нацистской Германии (Шёнберг, Вайль, Вольпе). Эрвин Шульгоф погиб в концлагере (1942). Программа камерной музыки в исполнении Blender Quartett отдает должное заново открытым великим композиторам XX века — Курту Вайлю (Струнный квартет №1, 1923), Стефану Вольпе (Скрипичный дуэт, 1924) и Эрвину Шульгофу (Пять пьес для струнного квартета, 1923).

Werkhalle Wiesenburg Berlin

Wiesenstrasse 55

7 ноября (ЧТ) 20.30-21.30

Смотреть видеозапись
Фестиваль Эшколот - медиа и тексты                                                                                                 

Медиа и тексты

 

Видео

  • Eshkolot Festival in Berlin (November 2019)1:49

 

Последние из фестивалей медленного чтения:

Подземный Иерусалим

Подземный Иерусалим

Иерусалим, 17-20 июня, 2019

Иерусалим 1917: между двух империй

Иерусалим 1917: между двух империй

Иерусалим, 17-20 декабря 2018

 

Контактный телефон: +7 (925) 097-41-91

info@eshkolot.ru

Проект «Эшколот» выражает признательность фонду «Генезис» за поддержку Фестиваля медленного чтения и других программ, а также «Еврейскому агентству для Израиля — Германия» и еврейской общине «Хабад» (Берлин) — за содействие в организации фестиваля.